CHOREOGRAPHY
Термин «хореография» основан на греч. Choreo – «танцую». Охватываются различные танцевальные направления, большинство из которых сегодня трудно представить без подключения хореографа для постановки танцевальной композиции. Постановка танца – искусство, которое каждый хореограф представляет на суд зрителя, используя свои приемы, пластику и скорость движения танцоров, соединение различных техник и стилей, эмоциональную и музыкальную окраску. В результате совместной работы хореографа и танцора или группы исполнителей получается танец, который заставляет человека плакать или смеяться, пританцовывать вместе с исполнителями или задуматься о смысле жизни. Хороший хореограф, вкладывая душу в постановку танца и отработку его с танцорами, затрагивает потаенные струны души каждого человека.
На занятиях по хореографии в Талант Центре «Dan Dance Complex» не просто разучиваются те или иные движения, исполнители работают с готовой постановкой от классного профессионального хореографа. Преподавателю важно адаптировать хореографию под пластику исполнителя, возможность показать себя, наполнить танец собственным смыслом, что в полной мере удается нашим педагогам, принимающим участие в постановке флешмобов, танцев для праздничных мероприятий любого масштаба.
Долгое время танец строился на импровизации, а танцор по ходу мог вносить изменения в постановку. И сегодня во многих стилях не только присутствует, но и приветствуется импровизация, однако в то же время создание постановок стало обязательной составляющей в работе танцора. Мастер творит, создавая по собственному замыслу танец, до мелочей продумывая каждое движение и положение исполнителя, тем самым формируется целостный художественный образ, несущий смысловую окраску.
Из истории хореографии
Если изначально термин «хореография» дословно означал «писать танец», то со временем его значение существенно расширилось и в современном варианте он обозначает все, что так или иначе связано с танцевальным искусством. Хореография – самобытный и чрезвычайно специфический вид искусства, когда чувства, мысли и все оттенки человеческих эмоций и переживаний передаются лишь с помощью движений и мимики. В танце исполнитель самовыражается, передавая окружающим свой посыл и энергетику посредством определенного набора движений.
В любом обществе, независимо от уровня развития, был, есть и, наверняка, будет танец, отражающий уровень культурного развития целого народа, страны. Хореография охватывает и народное и профессионально-сценическое направление. Народной хореографии принадлежит одно из первых мест (наряду с языком, верованием и другими традициями) в социальной и культурной жизни общества. Это своеобразный институт социализации, сплочения людей, особенно молодого и подрастающего поколения. Для каждой эпохи, периода развития человеческого общество характерно появление новых стилей, новых танцевальных направлений.
Можно сказать, что зарождение хореографии пришлось на одно время с развитием и становлением человечества: доподлинно известно, что первобытные люди, совершая магические заклинания, отправляясь на бой с врагами или на охоту, совершали ритуальные танцевальные движения, которые как бы связывали человека с Высшими силами. В современном мире наиболее близки к Природе африканские народности, в танцах которых сохраняется обращение к всемогущим Высшим силам о ниспослании дождя или удачной охоты, просьба о поражении кровного врага и иные мотивы. Танец – наиболее древнее и массовое искусство, в нем отражаются вехи развития, жизненный уклад и обычаи целого народа.
Изменение социального уклада, жизненных условий происходила трансформация характера и тематики танца, народной хореографии. Народ раскрывается в множественных захватывающих танцевальных композициях самого разного жанра. Широко распространенное движение самодеятельности, профессиональные ансамбли народного танца – наглядное подтверждение того, насколько танцевальное народное творчество близко любому обществу.
Профессиональное танцевальное искусство представлено в опере, оперетте, на сцене и кино вершиной общепризнанно считается балет. Это самая сложная форма профессиональной хореографии. Хотя сам танец основан на народных, он развивался в иной обстановке: если народные танцы лихо отплясывались на улице, то знать оттачивала танцевальное мастерство на паркетных полах, скользя с партнерами и в соответствии с выработанными придворным танцмейстером правилами.
Разделы хореографии
Хореографию можно подразделить на три категории:
– народная, в основе которой лежит народное творчество;
– бытовая (бальная) основана на традициях народного танца, но используется в постановке танцев на балах, званых вечерах и т.п.;
– профессиональная (включая классический балет) является сценическим драматическим искусством.
Театрализованные праздники 13-14 веков стали своего рода прародителем современного бального танца и классического балета. Может показаться странным, но именно скоморохам, активно участвующим в представлениях, принадлежит огромная роль в зарождении современной хореографии и развитии танцевальной культуры. Близость к народному творчеству и одновременно с этим совершенствование народного танца послужили толчком к развитию профессиональной хореографии. Несомненно, сравнивать бальный танец эпохи 18 века и нынешний вряд ли можно, но именно тогда и были заложены первые па, первые шаги представляемой сегодня западноевропейской программы.
Вместе с тем танцам пришлось пережить и непростые времена: несмотря на то, что народ в целом относился положительно к бальному танцу, католическая церковь объявила танец и другие развлечения пороком, развращающим человека. Однако запретить танец не удалось и вряд ли когда-то удастся, если кому-то вдруг это захотелось бы. Праздники сопровождались и сопровождаются танцевальными шествиями, карнавалами.
В 15–16 веках танцевальное искусство расцвело в Италии. Учителя танцев Италии становятся буквально нарасхват. Именно итальянскими мастерами предлагается наиболее привлекательная исполнительская манера и характер танца. Они заложили правило для поведения в танце женщины: легко, воздушно, с опущенными долу глазами, подчеркнуто скромно.
Терминология французских и итальянских учителей танцев имела очень большое сходство, поэтому можно говорить о развитии общей хореографии. Вплоть до 16 века исполняемые на балах танцы не отличались разнообразием и сопровождались небольшими оркестрами. В 17 веке французская хореография «вырывается» вперед, обогащаясь сложными изящными движениями. Ставшие чуть короче платья позволяют женщине двигаться легче, грациознее, а общение с партнером происходит намного оживленнее: дама уже не опускает глаза в пол, а смотрит на партнера. Французские хореографы внесли неоценимый вклад в развитие танцевального искусства, а в 1661-ом, по указу Короля-Солнца Людовика XIV создается Парижская Академия танца. Развитие танцевальной хореографии получает новый мощный импульс.
Время шло, и в 19-ом веке бальный танец становится массовым. В маскарадах участвуют представители знати и простые горожане. На развитие танца и танцевальных стилей огромнейшее влияние оказывала и оказывает музыка: популярность вальса просто «зашкаливает». Вальсы Шуберта, Вебера, Чайковского, Глинки делают танец сверхпопулярным. Но появление вальсов Штрауса стало особым моментом в развитии этого красивого танца. Вена получает статус города Вальса, а Штрауса провозглашают Королем Вальса!
Но, конечно, вершиной хореографического искусства по праву признается классический балет. Актеры с помощью мимики, пантомимы и танцевальных движений «разговаривают» и доносят смысл и эмоции постановки до зрителя. Современная балетная хореография активно использует гимнастические и акробатические элементы, что еще более обогащает классический танец.
Что дает хореография?
Занятия под руководством опытного педагога позволяют отработать чувство ритма, получить хорошую растяжку и гибкость. Занимающийся танцами человек сразу выделяется среди других красивой осанкой, уверенностью в себе и хорошим вкусом буквально во всем – без этого в хореографии просто невозможно.
Работая в коллективе, танцор учится слышать не только себя и свое «Я», он слышит партнеров по танцу, по постановке, подразумевающей цельный сюжет, где распределены роли каждого участника. При этом опытный учитель танцев всегда сделает так, чтобы отдельный танцор не затерялся в общей массе и смог проявить свои способности и показать себя. В этом и состоит талант хореографа: поставить танец и дать раскрыться всем, кто принимает участие в нем.
Занятия танцами, хореографией лучше начинать в детском возрасте: ребенок впитывает все новое как губка. Хотя, при наличии желания и целеустремленности, в любом возрасте можно добиться отличных результатов – в Днепре вам помогут в этом опытные хореографы-педагоги Талант Центра «Dan Dance Complex».